Появление электронных касс было внезапным и непонятным явлением. При этом огромное количество компаний до сих пор не хотят верить в неизбежность происходящего, думая, что онлайн кассы как-нибудь пройдут мимо них.

Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который отвечает новым требованиям закона 54-ФЗ:

  • печатает qr-код и ссылку на чеке,
  • отправляет электронные копии чеков в ОФД и покупателям,
  • имеет встроенный в корпус фискальный накопитель,
  • свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД.

Все требования к онлайн-кассам описаны в законе 54-ФЗ и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.
Разберем основные вопросы, которыми часто задаются заинтересованные стороны:

Что изменилось с 1 июля 2017 года? 

Информация о всех оплатах магазину наличными, картами или электронными деньгами должна в виде электронных чеков передаваться в налоговую службу через оператора фискальных данных. 

Работать со старыми ККМ (контрольно-кассовыми машинами), не поддерживающими передачу чеков в налоговую -запрещено. 

Мы принимаем оплату только наличными, нас это всё не коснётся? 

Если вы соблюдаете закон, то при оплате вы должны выдать бумажный чек; у вас есть касса, зарегистрированная  в налоговой. Покупателю электронный чек помимо бумажного вы выдавать не должны, но в налоговую всю информацию отправлять с 1 июля обязаны. Если ваш кассовый аппарат не поддерживает эту функцию, его нужно срочно заменить на новый. 

А если я даю кассовые аппараты курьерам, как же они передадут чеки в налоговую, если они не в интернете? 

В конце дня курьер приедет в офис и отдаст кассу, её надо подключить к интернету и передать данные. Есть и более удобные решения. Например, сервис «МойСклад» выпустил Android-приложение «Касса МойСклад», которое работает в связке с миниатюрным ФР (фискальным регистратором) «АТОЛ 15Ф» на батарейках. Он подключается по Bluetooth к телефону с мобильным интернетом, и курьер может прямо при выполнении заказа отправить чек в ОФД и при необходимости покупателю. Похожее решение есть у «МодульБанка» ― мобильная «МодульКасса». В ней есть ФР, принтер чеков, сканер штрих-кодов. Она также работает на аккумуляторе. 

Надо ли выдавать бумажный чек покупателю, оплатившему товар дистанционно и получившему электронный чек? 

Нет. Электронный чек юридически эквивалентен бумажному, покупатель не имеет права требовать второй чек, если только он до расчёта не попросил об этом. 

Таким образом надо сделать следующее. 

  1. Убедиться, что ККМ поддерживает передачу электронных чеков в налоговую через ОФД. Если это не так (скорее всего ― если вы покупали ККМ до февраля этого года) ― купить новую кассу из включённых в реестр, зарегистрировать её в налоговой (ехать в неё теперь необязательно, но понадобится электронная подпись).
  2. Купить ФН ― фискальный накопитель (его надо будет менять раз в 13 месяцев и хранить 5 лет).
  3. Выбрать ОФД, куда ваша касса будет отправлять чеки, и заключить с ним договор. ОФД лучше выбирать после выбора ККМ, узнав, какие ОФД этим решением поддерживаются.
  4. Настроить ККМ, обеспечить ей постоянный или периодический выход в интернет.Разовые расходы: от 17 до 50 тысяч (стоимость ККМ). Периодические расходы: 9 тысяч в год (смена ФН и абонентская плата ОФД). 

 

Читайте наш регулярно обновляемый блог Вопрос/Ответ бухгалтера/аудитора 

Как быть с онлайн-платежами 

С онлайн-платежами всё сложнее. Начнём с того, что есть несколько схем выставления электронных чеков при онлайн-оплатах. 

1. Прямая интеграция с купленной ККМ 

Схема взаимодействия после нажатия покупателем кнопки «Оплатить» в интернет-магазине: 

Покупатель оплачивает заказ в платёжном сервисе. 

Сервис отправляет в CMS (систему управления) магазина уведомление об оплате. 

CMS отправляет на онлайн-кассу, стоящую в офисе пользователя, запрос на чек. 

Касса возвращает чек в CMS (не обязательно). 

Касса отправляет чек в ОФД. 

ОФД или CMS (на выбор магазина) отправляют чек покупателю. 

Эта схема более привлекательна для тех, у кого уже есть онлайн-ККМ для оффлайновых продаж. Но у неё есть существенные недостатки вследствие того, что по закону чек покупателю должен быть отправлен в реальном времени, то есть в течение нескольких минут.

ККМ должна быть в интернете постоянно. Если в офисе гаснет свет или подвисает вайфай, приём платежей на сайте должен остановиться. CMS магазина должна постоянно мониторить связность.

Если касса ломается ― приём платежей встаёт, пока она не будет починена или заменена. 

Касса «из коробки» не умеет принимать запросы чеков напрямую из интернета, для этого она должна быть подключена к компьютеру, на котором должна работать программа, поддерживающая драйвер этой кассы. А уже этой программе придётся взаимодействовать с CMS интернет-магазина. 

В качестве такой программы подойдут продукты «1С» («1С:УНФ», «1С:УТ» и т. д.), которые умеют и получать заказы из CMS, и заставлять подключённую к компьютеру кассу (производителей «АТОЛ», «Штрих-М», «Дримкас», Pirit, «Спарк») печатать чеки. CMS, поддерживающие такой вид интеграции с «1С»: «1С-Битрикс», AdvantShop.

Ещё одно решение, программно-аппаратное, предлагает компания EKAM: касса подключается к микрокомпьютеру, который общается с CMS через облачный сервис EKAM. Поддерживаются на данный момент кассы «АТОЛ», в планах «Штрих-М». Поддерживаемая CMS: InSales.

Владельцам «Модуль.Кассы» расстраиваться не стоит: они могут интегрировать свой аппарат с магазином не напрямую, а через платёжную систему «Яндекс.Касса» или PayAnyWay.
2. Аренда кассы «в облаке», прямая интеграция 

Эта схема работает почти так же, как и предыдущая, только CMS отправляет запрос на чек не на купленную и установленную в офисе кассу, а на специально созданную и размещённую в дата-центре кассовую ферму. 

Покупатель оплачивает заказ в платёжном сервисе. 

Сервис отправляет в CMS магазина уведомление об оплате. 

CMS отправляет запрос чека на кассу, стоящую в кассовой ферме, к которой подключён интернет-магазин. 

Касса «печатает» электронный чек и возвращает его в CMS. 

Касса отправляет чек в ОФД. 

ОФД или CMS отправляют чек покупателю. 
Плюсы такой схемы: 

отказоустойчивость; 

не надо покупать онлайн-кассу, если её ещё нет. 

Недостаток: постоянные арендные платежи (2–3 тысячи в месяц за кассу). 

Вот существующие фермы касс. 

«АТОЛ Онлайн», кассы «АТОЛ». Поддерживаемые CMS: «1C-Битрикс», AdvantShop, Drupal, Magento, Netcat, Shop-Script и пр. (полный список на сайте сервиса). 

Orange Data, кассы PayKiosk. DIAFAN.CMS, Netcat, Shop-Script. 

3. Аренда кассы «в облаке», интеграция через платёжный сервис 
Схема работы очень похожа на предыдущую, за исключением того, что общение с кассовой фермой берёт на себя не CMS интернет-магазина, а платёжный сервис. При этом, арендовать кассу всё равно придётся. 

Покупатель оплачивает заказ в платёжном сервисе. 

Сервис отправляет в CMS магазина уведомление об оплате. 

Сервис отправляет на кассу (на ферме или в офисе магазина) запрос на чек. 

Касса «печатает» электронный чек. 

Касса отправляет чек в ОФД. 

ОФД или сервис отправляет чек покупателю. 

Однако для того, чтобы эта схема заработала, надо обновить модуль интеграции CMS и платёжного сервиса. Раньше CMS достаточно было передать в платёжный сервис только сумму покупки, а теперь ещё и все позиции для выставления чека (название, количество, цена). Поэтому платёжные сервисы и российские разработчики CMS сейчас заканчивают переход модулей интеграции на расширенный формат обмена. 

Наиболее заметные платёжные сервисы, предложившие пользователям интеграцию с онлайн-кассами. 

«Яндекс.Касса», работает с фермой «АТОЛ Онлайн», в разработке Orange Data. 

PayAnyWay, ферма «АТОЛ Онлайн». 

Paymaster, фермы «АТОЛ Онлайн» и Orange Data. 

PayOnline, ферма «АТОЛ Онлайн». 

Payture, ферма Orange Data. 

Platron, ферма «АТОЛ Онлайн», в разработке Orange Data. 

Robokassa, решение «Облачное», ферма «АТОЛ Онлайн». 

«Яндекс.Касса» и PayAnyWay по той же схеме умеют работать не только с облачным «АТОЛом», но и с покупной «МодульКассой». 

Интеграцию с одним или несколькими платёжными сервисами в расширенном формате имеют практически все заметные российские CMS: «1С-Битрикс», «1C-UMI», AdvantShop, Amiro.CMS, CS-Cart, DIAFAN.CMS, HostCMS, Netcat, Shop-Script, Ukit и т. д. ― либо «в коробке», либо при помощи дополнительного бесплатного модуля.
4. Передача функции печати чеков третьим лицам 

Покупка кассового аппарата, как и аренда онлайн-касс, особенно усложнит жизнь начинающим интернет-предпринимателям, желающим просто проверить, пойдёт ли бизнес, а также тем, чей бизнес и так не очень хорошо себя чувствует, что сейчас не такая уж и редкость. Поэтому способы снять обязанность фискализации с магазина должны пользоваться популярностью. 

Например, если магазин подключен к «Яндекс.Маркету» и подключил предоплату через «Маркет» ― обязанность фискализации ложится на «Маркет». «Робокасса» в решении «Готовое» оплату принимает от своего имени, а, значит, и выставление чека ложится на нее. Та же «Робокасса» в решении «Лояльное», а также новый сервис «Платежка» Яндекс.Денег предлагают несколько другой способ получения денег от клиента, который не требует выставления чека. 

Какой способ интеграции выбрать? 

Как обычно и бывает, на этот вопрос нет однозначного ответа. Если касса и так есть, перебоев с интернетом и электричеством у вас не бывает, а платить 2–3 тысячи в месяц не хочется ― используйте первую схему. Однако мне она пока представляется слишком рискованной. Что-то в цепочке «сайт → офисный роутер → компьютер → касса» зависло, отключилось или поломалось ― всё, останавливаем продажи или рискуем получить штраф за невыдачу чека. А если это произошло ночью или на выходных? 

Варианты с арендой кассы в этом смысле гораздо более надёжны. Плюс схемы № 3 (интеграция через платёжный сервис) по сравнению со схемой № 2 (прямая интеграция арендованной кассы) в том, что она более простая для внедрения и более «короткая»: «CMS → сервис → касса» вместо «CMS → сервис → CMS → касса». Но у схемы № 2 преимущество в том, что магазин не привязывается к конкретному платёжному сервису и может безболезненно его сменить. К тому же, в этом случае магазин может работать одновременно с несколькими агрегаторами, выбрав для каждого из способов оплаты ― карты, «Яндекс.Деньги», «Вебмани» ― тот сервис, где меньше комиссия для этого способа. 

Тем, кто выбрал схему № 1, но не успевает купить/установить оборудование, стоит подключиться к кассовой ферме, хотя бы временно. Но в этом случае вы фактически потеряете стоимость фискального накопителя: при расторжении договора ферма вернёт вам его, но использовать в другой кассе вы его не сможете. 

Надеяться на занятость или чуткость налоговой ― дело каждого. Но рано или поздно переходный период закончится (а в условиях, когда перед гос. органами поставлена задача повышения поступлений в бюджет — это будет быстро), и проблему всё равно придётся решать.

 

*Частично использована информация с портала Netcat